Владимир Дубцов: Вдохновить может даже надпись на кружке

Опубликовано: 26.11.2021 14:15

Владимир Дубцов - один из тех участников "Струны, и кисти", которых можно назвать яркими, запоминающимися, колоритными. Его необычный голос и манера петь вызывают ассоциации скорее с этно-роком, чем с бардовской песней.

Родился наш сегодняшний герой в Пензе. Музыкой занимается с шести лет, за спиной у него музыкальная школа, музыкальное училище по классу баян.

- Почему именно баян? Это был твой осознанный выбор или выбор родителей? Каковы сейчас отношения с этим инструментом?

- Я сам не знаю, почему именно баян. Родители решили, что мне нужно обязательно заниматься музыкой. Это связано с моим заболеванием - глаукомой, с угрозой, что я могу ослепнуть, что впоследствии и случилось. Родители уже тогда переживали за моё будущее трудоустройство. Они говорили, что музыкой я всегда смогу себе заработать на хлеб.
Баян я уже тысячу лет не брал в руки. Правда, была идея записать одну из песен с баяном, но она так и осталась нереализованной. Но как инструмент я баян очень уважаю.
А гитару я в руки взял в 1998 году, после того, как начал слушать русский рок. На гитаре самоучка. С тех пор не расстаюсь с ней.

- Я думаю, баян всё же был не напрасен и сыграл свою роль в становлении тебя как музыканта. Как многие школьные предметы, которые могут никогда не пригодится на практике, но развивают нейронные связи в мозге.

- Безусловно, баян сыграл огромную роль! И когда я пошёл в музыкальное училище, где мы проходили более серьёзную музыку, классику - Баха, Моцарта, Генделя, Гайдна, Чайковского, Прокофьева, у меня появилась возможность узнать музыку изнутри, разобрать на атомы, на молекулы, понять, на чём она строится. Почему она именно такая. Почему грустная музыка звучит так, а весёлая иначе. Почему тот или иной композитор именно так своё настроение преподносил. Играл бы я на другом инструменте, знания о музыке были бы те же.

- Как давно начал писать песни?

- Песни начал писать в 2016 году, после того, как с другом решили создать музыкальную группу. Случайно открылся кран в голове, и потекли песни, тексты, музыка.

- А из чего у тебя рождаются песни? Что вдохновляет?

- Вдохновляет очень многое: природа, женщины, дети, книги, чужие песни и стихи. Один раз вдохновила надпись на кружке.

- Сколько всего песен уже написано?

- Песен у меня не очень много. 85 или 87. Стихи редко пишу. Тексты песен я за стихи не считаю.

- 85-87 песен это немного???

- Просто знаю, что есть более плодотворные авторы, чем я, и что сам мог бы больше написать, но лень-матушка часто приходит. Поэтому и говорю, что мало.

- 85 песен за 5 лет - это примерно по 17 песен в год и примерно полторы песни в месяц. У некоторых именитых авторов, не будем называть их имена, за всю долгую жизнь столько песен не накопится.)) Есть вообще авторы одной-двух песен. Мне кажется, это не только вопрос лени - не лени, но ещё и вдохновения. Оно должно бить фонтаном. Хотя некоторые люди, например, тот же я, всё сваливают на вдохновение: мол, придёт - будет песня, не придёт - не будет. А раз ты говоришь, что "можно больше" - значит, у тебя процесс проходит как-то иначе. То есть, для тебя это как работа?

- Просто я стараюсь читать много разной литературы, в связи с чем появляется много разных идей и тем для песен. Нужно садиться, размышлять, искать, пытаться, но не всегда есть возможность, и опять же лень. А музыка - это не работа, это образ жизни, двигатель жизни и даже один из смыслов моей жизни. Деньги я за это не получаю, концерты делаю бесплатные.

- Много разной литературы это какой? Художественной, философской?

- И художественная, и философская, и духовно-православная. Как зрение потерял, узнал, что есть такая вещь. как аудиокнига. И первое, что послушал, это "Ночной прибой" Стивена Кинга. Прочитал более 100 его произведений, потом, конечно, русская классика и зарубежная. Нравится Харуки Мураками. Сейчас читаю много православной литературы - вот это действительно мощнейший источник вдохновения! Просто океан размышлений, куча разных выводов и идей, как в отношении творчества, так и в отношении к людям, окружающему миру, к самому себе.

- Я тоже считаю, что вдохновение просто так не приходит, его надо постоянно подкармливать - книгами, фильмами, картинами, образами. Я сам увлекаюсь биологией последние лет 10, поэтому у меня все сравнения биологические. Я считаю, что творчество это как незамкнутая экосистема. Как лес, как озеро, как море. Чтобы в этой экосистеме родилось что-то новое, нужно, чтобы вокруг всё цвело и двигалось. Или даже как сад-огород. Чтобы вырастить что-то, нужно дать ему почву.

- Это точно! Вот и я пытаюсь растить своими щенячьими силами.) А получается или нет, судить уже вам, слушателям!
По поводу вдохновения - ко мне оно тоже приходит, как и ко всем, кто пытается писать. Бывает, шандарахнет в голову из ниоткуда, и вот, начинаешь записывать музыку, которая в голове, и только потом приходит осознание, что именно я написал.
Иногда чувствую, что внутри сидит что-то, что нужно выплеснуть наружу. Часто поначалу сам не знаю, о чём будущая песня. Начинаю искать в себе, что меня больше всего сейчас тревожит, что не безразлично.
А не писать песни, не петь их, не делать концерты я просто не могу.
И я понимаю, что песни пишу не я, их пишет Господь моей рукой. Без него я бы сам такое не написал, или написал то, что и слушать никто не будет. Кто-то говорит "талант". Я называю это "возможность писать песни". Возможность, которую дарует Господь. А если это дано, то нужно развивать, работать над этим.
Например, у кого-то хорошие физические данные для бега. Но, если ты не занимаешься, не тренируешься, не ходишь в спортзал, то они так и останутся просто хорошими данными, и ты никогда не станешь великим спортсменом.
Как в притче о трёх талантах. Двое их тех, кому даны были таланты, приумножили их, а третий просто спрятал свой талант в землю. Ни сам ничего не приобрёл, ни другим не дал заработать.

- В твоей музыке и исполнении явно прослеживается какая-то шаманская тема. Ты этим увлекаешься? Или это что-то интуитивное?

- Ты не первый, кто говорит мне про "шаманство" и сравнивает меня с шаманом. На самом деле определённой цели я не преследовал. У меня так получается неосознанно.
Просто в первое время, когда я только начал давать концерты, обнаружилась такая проблема: есть песня, есть текст, в нём заложен смысл, а как это всё подать, как выплеснуть эмоции, я не знал тогда. Не получалось у меня.
Но потом начал изучать вокал различных рок-исполнителей и узнал о таком приёме, как расщепление голоса, которым многие владеют. Начал его изучать и практиковать. И мне многие стали говорить: "О! Классно! Горловое пение? Ты этому обучался?". Но это не совсем горловое пение. Дело в том, что у всех нас разные голосовые связки, толщина, длина, расстояние между ними. Мой голос просто так звучит при расщеплении, на низких тембрах.
Этим приёмом я пытаюсь привлечь внимание, но не к себе, а к песне. Создать особую атмосферу при помощи определённого ритма, звуковой подачи. Как в транс погрузиться в энергетику песни, которая может быть грустная, весёлая, задумчивая или драйвовая, в те эмоции и мысли, которые заложены в песне, и передать всё это слушателю. При этом у меня в голове крутятся какие-то картинки, события, цвета. Так получается, что и слушатель тоже входит в похожее состояние.

- Ты в нашем конкурсе с 2019 года. Как узнал о нём?

- О конкурсе я узнал совершенно случайно. Одна моя знакомая (сейчас уже жена) нашла в интернете информацию об этом конкурсе и предложила поучаствовать.

- Каковы впечатления? Что особенно запомнилось?

- В первую очередь впечатлила организация, такой нигде не встречал. Ну, а самое главное - это люди, которые создают творческую обстановку на все дни конкурса, и организаторы, и участники. Отдельно могу отметить Михаила Сухова, Татьяну Ладыку, и Ксюшу Канашову.

- Спасибо, и до встречи в 2022 году!

Беседовал Виталий Микушев