logotype
Войти

КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ»

Сергей Николаев — Три Гран-при за «Просто поговорить»

Мы продолжаем поближе знакомить вас с участниками конкурса бардовской (авторской) песни среди людей с инвалидностью имени Александра Лобановского "Струна, и кисть, и вечное перо".

Сергей Николаев из Москвы в этом году приехал на наш конкурс первый раз и сразу завоевал Гран-При. Как оказалось, это не первая его победа и за его плечами уже солидный опыт участия в различных конкурсах и немалый багаж авторских песен.

- Сергей, расскажите немного о себе.

- Родился я 27 июля 1984 года, живу в Москве с самого рождения. Окончил музыкальную школу по специальности "гитара", в 2002 году - Государственный специализированный институт искусств по специальности "актёрское искусство".
В 2007 году и с этого же года стал руководить детским объединением "Ансамбль "Авторская песня" при московской школе №97, что делаю и по сей день. Обучаю детей петь и аккомпанировать себе на гитаре.
Лауреат Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания "Педагог года Москвы — 2017".
С 2006 года постоянный участник творческих программ клуба авторской песни "Воробьёвы горы" под руководством Заслуженного деятеля искусств РФ композитора Григория Гладкова как с детьми, так и самостоятельно. С 2009 года участник содружества поэтического рока "Даждь" под руководством московского автора-исполнителя и лидера одноимённой музыкальной группы Дмитрия Студёного.

- Как Вы пришли к авторской песне?

- Сочинять стихи начал в 1998 году, а обучение игре на гитаре и прослушивание разных групп и исполнителей ("Машина Времени", "Воскресение", Юрий Шевчук и "ДДТ", Виктор Цой и "Кино" и др.) в 2000 г. сподвигли меня к сочинению мелодий на свои стихи - так стали получаться песни.

- Сколько у вас уже песен?

- Я записал четыре альбома, всего на данный момент у меня около 60 песен.

- Неплохо! Кто из известных авторов больше всего повлиял на Вас?

- Если говорить о музыкальных и поэтических влияниях, то, помимо выше указанных исполнителей, можно назвать классиков жанра: Юрия Визбора, Булата Окуджаву, Владимира Высоцкого, Александра Дольского, Аду Якушеву, Олега Митяева, Александра Розенбаума. Также мне близки ретро-эстрада и классическая музыка, слушаю и тяжёлый рок, и альтернативные направления музыки.
Поэтические предпочтения - Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Есенин. А вообще, чем больше у художника красок, тем богаче его картины. Так и у автора-исполнителя: любой музыкальный или поэтический стиль - это краска, которой он может воспользоваться для сочинения песни или для исполнительского воплощения своих замыслов.

- Как у Вас рождаются темы для стихов?

- Темы стихов рождаются от личных впечатлений. Вообще все мои песни очень личные и описывают, как правило, то, что происходит в моей душе. Есть песни о любви, о дружбе, об учениках, о памяти, есть социальные песни. С некоторыми песнями я становился лауреатом всероссийских и международных фестивалей в России, Белоруссии, Армении, Грузии, Латвии, Швеции, Болгарии.

- Солидная география! Как узнали о нашем конкурсе?

О конкурсе впервые услышал в 2017 году от автора-исполнителя из города Вольск Саратовской области Александра Зерницкого. В 2019 году на Грушинском фестивале о конкурсе мне рассказала Ирина Трофимова, и не просто рассказала, а настоятельно рекомендовала поучаствовать. Тогда я стал смотреть в Интернете ролики о конкурсе, посмотрел гала-концерты разных лет, почитал статьи об участниках, в общем, стал думать. Приехал в 2019 году на фестиваль "Вера, Надежда, Любовь", очень понравился ваш город, организация фестиваля. А в ноябре 2020 года пришёл на концерт Леонида Сергеева в клуб "Гнездо глухаря", подошёл к нему подписать книжку с диском и спросил стоит ли приехать на конкурс "Струна, и кисть, и вечное перо", - он ответил, что стоит, и я решился.

- Какие у Вас впечатления о конкурсе? Кто запомнился из участников?

- Конкурс очень понравился хорошей организацией, добрым и ответственным отношением к участникам и к процессу проведения. Особенно поразило меня выстраивание света на каждом исполнителе перед гала-концертом - такого я не видел ни на одном конкурсе.
Из участников запомнились Ксения Канашова, Татьяна Ладыка, Владимир Дубцов. Конечно, пронзила Лариса Фёдорова... Вы, кажется, пели кельтское что-то?

- Да, песню на мелодию из ирландского фольклора.

- Вы тоже запомнились. Это было очень оригинально.

- Спасибо!

- Ну, а вообще каждый какой-то след оставил в сердце... Кстати, Татьяна Ладыка была на моём сольном концерте уже после фестиваля, 20 июня - специально из Славянска-на-Кубани приехала в посёлок Южный под Туапсе, где я участвовал в фестивале "Солнечные крылья", в рамках которого и был проведён данный концерт - край-то один, Краснодарский, но расстояние между двумя пунктами назначения 400 км... Так что знакомство с участниками конкурса продолжилось. Но не хочется никого выделять особо, каждый запомнился и проявился.

- Вас удивило, что с первого раза и сразу Гран-при?

- Да, был удивлён! Дело в том, что на конкурсе "Струна, и кисть, и вечное Перо" я получил третье гран-при за довольно короткий промежуток времени.
Лауреата 1-й степени я получал на многих конкурсах, но этот год для меня оказался каким-то особенным. Первое Гран-при я получил 30 апреля на международном фестивале "Колыбель России" в Москве, второе - за несколько дней до нашего конкурса - 5 июня на международном вокальном конкурсе IMUSIO. И вот, спустя всего 3 дня, ещё одно Гран-при...
Признаюсь, что мурашки бежали по телу, когда все мне аплодировали... И трижды Гран-при получила песня "Просто поговорить", которую я посвятил памяти своего друга музыканта Андрея Костина. Как будто бы Андрюха оттуда тоже как-то влиял... Вот и не верь теперь в мистику! Вообще радостным событиям, к сожалению, часто предшествуют трагические.
Вторая же песня, "Гитара", - это отсылка к классикам бардовской песни, в её тексте присутствуют цитаты из песен Александра Городницкого, Ады Якушевой, Александра Дольского, Булата Окуджавы, Александра Суханова и Юрия Визбора.
Гран-при на этом конкурсе - это заслуга моих многочисленных педагогов, которые уже давно со мной не работают, но влияние которых на меня оказано огромное; также это заслуга моих родителей - мамы, которая давала правильный вектор воспитания и которая была ответственной за мой сценический имидж, и папе, которого уже нет, но чьи музыкальные предпочтения я транслирую на сцене и в жизни. Очень много людей потрудились над тем, чтобы я мог сейчас всё делать сам.

- Вы обучались актёрскому мастерству. Скажите, насколько оно важно для исполнителей авторской песни? Важнее ли, чем качество вокала?

- Оно важно для любого вокалиста, для любого музыканта. В авторской песне текст занимает особое место, и его донесение до слушателей очень важно. Художественное слово - это важный жанр, любому автору-исполнителю или просто исполнителю перед пением текста нужно прочесть его вслух без мелодии, чтобы лучше понять смысл каждой строки.
Актёрское мастерство помогает в создании образа рассказчика, который важен как в художественном чтении, так и в вокальном искусстве. В моей образовательной программе для детей есть такой пункт, как "работа над текстами методами художественного чтения", также мы с ними часто говорим об актёрской задаче в песне - что я хочу сказать, произнося то или иное слово, какие чувства испытываю. Актёрское мастерство полезно и инструменталистам или в песенных инструментальных проигрышах - характер той или иной музыкальной фразы легче понять, включая эмоциональный компонент, чем механически играть тихо или громко.

- Скажите, как педагог, нужно ли устраивать для участников мастер-классы или даже какие-то уроки?

- Мастер-классы было бы не лишним проводить, но они не должны сводиться, как на многих бардовских конкурсах, к обсуждению того, какие плохие у автора стихи или как он плохо поёт. Здесь стоит перенять опыт эстрадных конкурсов, когда либо сам педагог рассказывает о техниках исполнения, об эмоциональной выразительности, показывает что-то, либо участники готовят какие-то вопросы, на которые педагог отвечает.
Мастер-класс не должен носить обязательный характер, если кто-то из участников не хочет его посещать - это его право, это не должно влиять на результаты конкурса. Но думаю, что к Леониду Сергееву или к Ольге Сосновской все захотят пойти. Также, если организаторы будут продумывать мастер-классы, желательно сделать так, чтобы они не пересекались - на многих конкурсах это случается, и бывает обидно - на одного педагога попадаешь, на другого нет.

- По поводу пересечения мастер-классов - согласен на 250%. Чисто гипотетически - вы бы сами смогли провести мастер-класс?

- Даже не гипотетически! Если буду жив и государство не запретит ездить по городам и весям, то могу провести. Хотя... даже если и запретит, есть опыт работы онлайн!

- Многие участники сетовали, что всё проходит очень быстро и им не хватает хотя бы одного дня - для знакомства с городом, общения, отдыха, подготовки. Даже говорили об этом Главе Коми. Вы согласны с этим?

- Я согласен, что день был бы не лишним, чтобы не было "галопом по Европам". Чтобы участники республиканского конкурса не обиделись, что у них такого дня нет, можно сделать совместный день - между республиканским и региональным конкурсами... Хотя и вариант между конкурсом и гала-концертом тоже хороший...

- Спасибо, Сергей! Желаю творческих успехов! И до встречи в следующем году!

Беседовал Виталий Микушев.

2024  КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ»  
счетчик посещений

Коми - республика равных возможностей для всех