Речевой этикет при общении с людьми с инвалидностью

Опубликовано: 31.03.2015 12:53

В разговоре об инвалидности наиболее приемлемыми считаются выражения «человек с инвалидностью», «человек с ограниченными возможностями», а не «инвалид». Потому ,что «сначала человек, а затем его свойства».

Best Nike Sneakers | Air Jordan

Международное движение за права людей с инвалидностью считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими нарушениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни». Таким образом, инвалидность – одна из форм социального неравенства.

Инвалидность – социальное, а не медицинское понятие. А в контексте социальной модели инвалидности логично и вполне уместно использовать соответствующую терминологию.

Рекомендуем, когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностью, следующее:

 

Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы

Избегайте слова и понятия, создающие стереотипы

Инвалид: человек, имеющий инвалидность; люди, имеющие инвалидность; человек с инвалидностью, человек с ограниченными возможностями; человек с функциональными нарушениями

Больной, калека. Искалеченный, деформированный, имеющий дефект чего-либо, дефективный, неполноценный

Не инвалид – обычный, типичный человек

Нормальный, здоровый (при сравнении с инвалидом)

Человек, использующий инвалидную коляску, человек, передвигающийся на инвалидной коляске

Прикованный к инвалидной коляске, колясочник

Врожденная инвалидность, инвалид с детства

Врожденный дефект, несчастье

Имеет ДЦП (или другое)

Страдает ДЦП (или чем-либо другим), «ДЦПешник», «ДЦПята»

Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита; человек который перенес болезнь, стал инвалидом в результате (чего-либо).

Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита

 

 

 

Человек с интеллектуальными (умственными) нарушениями, ребенок с проблемами или трудностями в обучении.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) использует четырёхступенчатую схему классификации интеллектуальных нарушений: человек с легкими интеллектуальными (умственными) ограничениями (снижение интеллектуальных функций на 10-20%), человек с умеренными (20-50%), тяжелыми (50-80%), глубокими (80-100%) интеллектуальными (умственными) нарушениями (ограничениями), человек с комбинированными или множественными нарушениями.

Умственно отсталый, отсталый, умственно больной, умственно неполноценный, олигофрен, дебил, имбицил, идиот.

Ребенок с задержкой в развитии, медленно обучаемый ребенок, человек с задержкой в развитии

«тормоз», слабоумный

Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна

Даун, «монголоид», даунята,

Человек с болезнью Дауна.

Человек с эпилепсией, человек с судорожным синдромом

Эпилептик, припадочный, судорожный

Человек (люди) с психиатрическими проблемами, человек (люди) с эмоциональными проблемами, человек с психическим заболеванием.

Сумасшедший, псих, душевнобольной

Незрячий, невидящий человек, слабовидящий человек, человек с нарушениями зрения

Слепой, совершенно слепой, «слепой, как крот» (никогда)

Неслышащий человек, слабослышащий человек, человек с нарушением слуха

Глухой, «глухой, как пень» (никогда), тугоухий, глухонемой

Человек с трудностями в общении, человек, имеющий инвалидность с затруднениями речи, человек с речевыми проблемами, человек с заиканием

Немой, заика

Человек с нарушением роста

Карлик

 

Человек с аутизмом, ребенок с аутизмом, человек, имеющий расстройства аутистического спектра, ребенок, имеющий расстройства аутистического спектра.

Аутист, аутята

 

 

 

10 общих правил этикета

 

  1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

  2. Когда вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

  3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.

  4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь - переспросите.

  5. Обращайтесь с взрослыми людьми с инвалидностью, как с взрослыми. Называть людей по имени или «на ты» можно, только если вы хорошо знакомы.

  6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

  7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно, будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что Вы поняли, если на самом деле это не так.

  8. Когда Вы говорите с человеком, использующим инвалидную коляску или костыли, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой, или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.

  10. Не смущайтесь, если случайно сказали «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.





И, наконец…

Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно, а что неправильно. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим: ведь вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если Вы стремитесь быть понятным – вас поймут. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет наладить общение и разрядить обстановку.

Относитесь к другому человеку, как к самому себе и точно так же его уважайте – тогда все будет хорошо.



Все люди разные и всё же похожие

Отличаться от других – это нормально, ведь каждый человек уникален и неповторим.

Одинаковы же люди в своих потребностях и правах.

Люди с умственными (интеллектуальными) нарушениями – такие же люди, как и все другие: и похожие и разные.

Ребенок с умственными (интеллектуальными) нарушениями развивается, но медленнее.

Он мыслит, хотя и проще. Он учится, хотя не так легко.

Всю жизнь эти дети будут нуждаться в помощи. Но они будут радоваться, любить других людей, охотно жить.

Это такие же дети, как и другие.



У людей с умственными нарушениями такие же основные потребности, как у других.

Как и все другие, люди с умственными (интеллектуальными) нарушениями находят защищенность в своей семье, поэтому важно, чтобы семья могла жить, не испытывая чувства вины, без ущемления, без страха, с общественным признанием, с уверенностью в том, что об их ребенке с умственными нарушениями будут заботиться до старости.



Как и все другие, дети с умственными нарушениями хотят развиваться, ходить в детский сад и школу, играть с другими и учиться.

Детям нужны дети!



Как и все другие, люди с умственными нарушениями имеют право на собственное жилище, личное жизненное пространство, которое можно устроить самим. Покинуть родительский дом возможно, чтобы стать взрослым человеком. Как хотят жить люди с умственными нарушениями, зависит от их склонностей и способностей.



Как и все другие, люди с умственными нарушениями хотят ходить на работу. Они имеют право на включение в мир труда, на гуманное рабочее место, на справедливую оплату труда, на участие в управлении, на независимое проживание.

Как и все другие, люди с умственными нарушениями развиваются как мужчины и женщины. Они имеют право на сексуальность и партнерство.

Как и все другие, люди с умственными нарушениями хотят найти друзей, проводить досуг, творить, получать внешкольное образование, искать веру и верить.

Как и все другие, люди с умственными нарушениями желают состариться в достоинстве.



ЛЮДИ с умственными нарушениями такие же ЛЮДИ, как и все другие!