Обеспечить доступность транспорта нужно здесь и сейчас

Опубликовано: 29.04.2022 11:45

22 марта 2022 г. на базе «Отраслевого ресурсного учебно-методического центра доступной среды для инвалидов на транспорте РУТ (МИИТ)» прошла научно-практическая конференция, посвященная актуализации работ организаций транспортной отрасли по созданию доступной среды для людей с инвалидностью.


Одним из докладчиков был Денис Евгеньевич Королев, главный эксперт КРО ВОИ по доступной среде и общественный советник по делам инвалидов при главе МО ГО "Сыктывкар". Тема выступления «Потребности инвалидов Республики Коми в общественном транспорте. Обзор существующих практик по городу Сыктывкару».

"В Республике Коми самая большая доля низкопольного транспорта приходится на Сыктывкар, в остальных городах она очень низкая. В районах и сельских поселениях низкопольные автобусы отсутствуют. Низкопольные автобусы не везде могут использоваться по своим техническим характеристикам. И стоимость их велика. Данный транспорт подходит для городов с развитой дорожной системой и абсолютно не пригоден для сельской местности.

В этом году было проведено анкетирование людей с инвалидностью, в котором приняло участие 748 человек из 18 муниципалитетов. Были затронуты вопросы транспортной доступности. Проанализировав ответы, мы получили следующие результаты: 73% опрошенных заявили об отсутствии помощи со стороны водителя и кондуктора; 92% считают, что транспортное средство останавливается далеко от посадочной площадки; 95% опрошенных недовольны состоянием остановочных комплексов в зимний период (наледь, не убранные отвалы снега на остановочном комплексе), что в свою очередь затрудняет посадку и высадку пассажиров из числа инвалидов из транспортного средства; 87% считают, что недоступна или отсутствует информация для инвалидов. На неудовлетворительное состояние городской инфраструктуры обратили внимание 282 опрошенных из 748 респондентов. 50% нуждаются в посторонней помощи.
20% жалоб, которые ко мне, как советнику по делам инвалидов, поступают, указывают на некачественное оказание услуг на транспорте.


Исходя из данных мониторинга и статистики обращений можно отметить следующие: низкопольные автобусы не решат проблему доступности пассажирских услуг для инвалидов. Без доступных объектов наземной инфраструктуры, доступной информации, и что самое главное, без оказания необходимой ситуационной помощи – проблему не решить.


Приоритет работ по обеспечению доступности транспорта должен быть сосредоточен на обеспечении условий «шаговой доступности» услуг пассажирских перевозок для людей с инвалидностью.


Необходимо выстроить эффективную, отраслевую комплексную систему организации работ по доступности услуг пассажирских перевозок для инвалидов, с учетом их реальных приоритетов и потребностей. Для этого необходимо:
- обеспечить шаговую доступность услуг маршрутов общественного транспорта;
- принять обязательства перевозчиков и органов исполнительной власти по обеспечению конкретных показателей качества доступности услуг пассажирских перевозок для инвалидов, контроля за их исполнением;
- размещать доступную информацию для людей с инвалидностью о качестве и порядке обслуживания и оказания ситуационной помощи;
- разработать и принять конкретные требования к доступности услуг общественного транспорта и такси органами исполнительной власти региона и муниципалитетов, в договорах на допуск перевозчиков для обслуживания населения на маршрутах и территориях;
- обеспечить людям с инвалидностью возможность предоставлять информацию перевозчику о поездке и необходимой помощи, получении подтверждения предоставления помощи;
- разработать технологии оказания ситуационной помощи для всех категорий людей с инвалидностью с применением разумных приспособлений и их согласование с общественными организациями инвалидов;
- обучать персонал оказанию ситуационной помощи людям с инвалидностью при получении транспортных услуг;
- проводить контроль за качеством услуг пассажирских перевозок для людей с инвалидностью, с участием представителей общественных организаций инвалидов и их экспертов.


Инвалиды живут здесь и сейчас, и задача государства сегодня обеспечить им доступность транспортных услуг.